2-10 От хорошего к великому
Как мы идем от хорошего к великому?
I
Во-первых, мы идем от плохого к хорошему. От начинающего до мастера слишком далеко. Процесс таков: новичок — профессионал — мастер. Итак, мы начинаем где мы есть: мы сосем. Возможно, мы хотим улучшить наши показатели. Итак, мы начинаем с цели. Моей целью в 11 лет было стать лучшим гитаристом в мире. В 11 тебе не нужно быть большим реалистом, и это была цель.
Во-вторых, нам нужен кто-то, кто там уже был. То есть, нам нужен кто-то, кто знает больше, чем мы. Обычно мы ищем инструктора, учителя или наставника. Необходимо искать человека на ступень лестницы выше нас. Не обязательно и маловероятно, что мы найдем кого-то двумя или тремя ступенями выше кто готов дать нам личное наставление. Возможно, время от времени нам будет удаваться встретить кого-то в более высоком положении.
В третьих, мы встаем с постели. Это звучит глупо, но если бы вы знали столько молодых музыкантов, сколько знаю я — встать с постели уже испытание. И вставание с постели — качественно отличный опыт в других ситуациях.
В четвертых — практикуемся. Мы практикуем владение инструментом, словарь, репертуар, слушание и — игру! На высоких уровнях игры это менется от игры к экспромту к импровизации к спонтанному сочинению. Но всегда не забывайте играть! И давайте не забывать слушать.
В-пятых, работаем с людьми, которые лучше, чем мы. Если мы работаем с группой людей и мы действительно, действительно плохи, если мы хотим поднять наше среднее до хоть немного терпимого, мы должны работать с людьми, которые очень, очень хороши на вершине, чтобы понизить их среднее и возвысить наше. Таким образом, как молодой музыкант, я ставил цель быть способным играть всё, о чем меня могут попросить. Тогда однажды “телефон зазвонит” и более хороший музыкант спросит, можешь ли ты отыграть этот вечер? Кто-то заболеет, или будет нуждаться в замене, и однажды мы будем иметь возможность работать с лучшими исполнителями — если мы готовы.
В шестых, работаем много. Работать много, настолько, насколько мы можем. Если мы окажемся очень, очень плохими, работа не прийдет к нам. Если мы даже наполовину плохи, или даже терпимы, мир никогда не слышал о нас, и работа не прийдет к нам. Итак, принципв том, что мы идем к работе. В Уимборне, графство Дорсет, в 1967 это означало переезд в Лондон.
В седьмых, пока мы безработны или между периодами занятости, мы практикуемся: мы продолжаем практиковаться. Когда я переехал в Лондон и жил по Брондесбюри Роуд в номере 93а от Килбёрн Хай Роуд, жизнь была трудна. И, когда я был без работы, я практиковался от двух до четырех до шести до девяти до двенадцати часов в день. Когда мы работаем, когда у нас есть работа, мы не можем практиковаться двенадцати часов в день.
Итак:
- у нас есть цель;
- у нас есть наставление от кого-то, кто знает больше, чем мы;
- мы встаем с кровати;
- мы работаем с людьми лучше нас;
- мы идем к работе;
- между периодами занятости мы продолжаем практиковаться.
Если мы достигли достаточной компетентности, умения (возможно мы даже новичок-с-умением), то кто-то может заметить, распознать и проверить качество нашей работы. В этот момент мы на пороге перехода от новичка к начинающему профессионалу. На этом этапе, стоит слушать, когда телефон зазвонит.
II
Практика требует надежности, повторяемости и ответственности.
Дисциплина дает действенность во времени.
Дисциплина — тело практик, которые, взятые вместе, формируют нашу внутреннюю архитектуру.
Музыкант имеет три дисциплины: рук, головы и сердца. Взятые вместе, они формируют одну сбалансированную и гармоничную дисциплину.
В практике Гитарного Ремесла (Guitar Craft — название школы, основанной Робертом Фриппом — прим. пер.), мы уделяем внимание началу дня, уделяем внимание окончанию дня и затем уделяем внимание тому, что между.
Резюмирование — легко забываемая часть практики. Наш опыт дня покидает нас.
Ключевое слово — внимание. Качество нашего внимания определяет качество нашей практики и дисциплины. Не будет большим преувеличением сказать, что всё, что мы имеем в жизни — это наше внимание.
(Пересмотрено) Практикум: среда, 7 июля 2010, Кэмп Караван, Роялстон, Массачусетс
«Гитраный круг» Роберта Фриппа, глава 2-10. Перевод Никиты Никитина.